Как возникла и во что превратилась «Черная пятница»
Что касается истории возникновения «Черной пятницы»: точные даты, имена и причины установить уже вряд ли получится. Поэтому не претендуем на истину в последней инстанции, а расскажем о том, что выглядит наиболее правдоподобно – на наш взгляд.
Термин «выйти в черное» (in the black) у экономистов означает «остаться в плюсе по итогам отчетного периода». И неспроста «Черная пятница» организуется в один из последних дней месяца – 28 ноября – накануне закрытия финансовых результатов года.
«Черная пятница» – это гигантская распродажа, которую устраивают крупные компании. Первыми этот термин стали использовать американские маркетологи пару десятилетий назад. И практика подобных распродаж оказалась настолько вкусной для крупных магазинов, что «Черные пятницы» быстро распространились по миру. Для многих ритейлеров «Черная пятница» оказалась настоящим спасением, чтобы собрать побольше прибыли к концу года.
Казалось бы, как связаны гигантская распродажа и выход в положительную прибыль? А все просто.
К концу года большие магазины накапливают огромные запасы нераспроданных товаров. Их хранение стоит денег – плюс к этому наличие больших складских запасов означает, что становится негде хранить новые партии более актуальных товаров. И перед компаниями встает вопрос: как максимально быстро избавиться от старых товаров, которые еще немного – и будут вообще никому не нужны?
Ответ: вложить деньги в одну массовую рекламную кампанию, привлечь толпы посетителей и выкатить на полки максимальное количество устаревающего товара. В итоге прибыль получается собрать за счет четырех факторов:
1. Существенную часть товаров продают не совсем за бесценок, а все же чуть выше закупочной цены. Таким образом, магазин получает по чуть-чуть прибыли с продажи каждого товара. А продаж-то много!
2. Некоторые товары действительно продаются по принципу «лишь бы не выкидывать». То есть магазин их продает себе в убыток, если сравнить с закупочной ценой. А с другой стороны, магазин прекращает нести расходы на хранение и, продавая все разом, не тратится на отдельные рекламные кампании для продажи каждого товара. В итоге это все равно дает прибыль.
3. Под Новый год и Рождество всегда открывается бум продаж. Все выбирают подарки и, как правило, готовы потратить крупные суммы. А значит, под конец года на полках магазина должно лежать все самое новое, привлекательное и дорогое. В свою очередь, это значит: чтобы как следует заработать на праздничном покупательском ажиотаже, нужно освободить склады и полки под новые товары. А как это сделать? Распродать все старое как можно быстрее!
4. А этот фактор оказывается чуть ли не главным. Особенно – в российских реалиях. Фактор следующий: сумасшедшая толпа покупателей, привлеченная бешеными скидками, склонна сметать с полок далеко не только акционные товары. А уж если малость приврать и сделать вид, что на них дали скидку… А если еще и под шумок по факту сделать наценку, не забыв налепить красивый ценник с зачеркнутыми цифрами… В угаре распродажи разбираться вряд ли будут.
Так, выходит, все врут?
Не все. Но да, бывает, что и врут. Отзывы о «Черных пятницах» – наглядное тому подтверждение. Люди ловят ритейлеров и на лукавстве, и на откровенном вранье. Под лукавством мы имеем в виду ситуацию, когда по факту крутых товаров с бешеной скидкой оказывается в наличии всего несколько штук. А под враньем – «фантомные» скидки, а то и наценку под видом скидок.
И как быть?
1. Все же не пропускать «Черную пятницу». Если вас не расстраивает перспектива покупки вещи из старой коллекции или морально устаревшей техники – вам есть что ловить. На такие товары скидки, как правило, не фантомные, а самые настоящие. Почему – см. пункт 2 выше в тексте.
2. Мониторить интересующие вас позиции заранее. Вы же не собираетесь скупать все подряд, верно? Так погуляйте по сайтам ритейлеров за пару-тройку дней до «Черной пятницы». Найдите товары, которые хотели бы купить, выпишите цены. Это не позволит вам ввести себя в заблуждение, увидев заветный красный ценник.
3. Выжимать максимум выгоды из покупок - пользоваться кэшбэк-сервисом «СКИДКА .РУ». Так можно дополнительно сэкономить до 35% от стоимость покупки.